Аннотация дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»

Краткое описание

Дисциплина «Информационные технологии в профессиональной деятельности» ориентирована на подготовку студентов к эффективной профессиональной деятельности, связанной с построением современного образовательного процесса, отличительной чертой которого является активное внедрение информационных технологий. В содержании дисциплины дается характеристика процесса информатизации системы образования, раскрываются направления и методы использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Особое внимание уделяется изучению критериев информатизации начального образования, а также их отражению в учебном стандарте; рассматриваются аспекты проектирования информационно-образовательной среды школы. В заключительной теме представлены основы дистанционного обучения.

В содержании дисциплины, изучаемой в институте музыки, театра и хореографии, исследуются актуальные вопросы, связанные с информатизацией профессиональной деятельности и новыми требованиями к подготовке специалистов гуманитарного профиля. Большое место в изучении дисциплины занимает рассмотрение основных историко-теоретических проблем становления и современного состояния информационных технологий, направлений взаимодействия человека с высокотехнологичной информационной средой, историко-теоретических проблем становления и современного состояния информационных технологий. Особое внимание уделяется определению роли информационных технологий в искусстве, науке и образовании, характеристике ведущих направлений использования электронных ресурсов в научном поиске и практической педагогике, анализу роли Интернет-ресурсов в музыковедческой науке и музыкальном образовании, раскрытию специфики мультимедийных визуальных компонентов в науке и педагогике. В процессе обучения развиваются представления об актуальных вопросах информатизации профессиональной деятельности и новых требованиях к подготовке специалистов гуманитарного профиля. Происходит глубокое осмысление роли информационных технологий в искусстве, науке и образовании и совершенствуется свободная и мотивированная ориентация в Интернет-ресурсах в сфере гуманитарного знания и образования. Вырабатываются навыки самостоятельного изучения научной и научно-методической литературы и применения полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, учебно-методической работе и педагогической практике.

В содержании дисциплины, на факультете математики, рассматриваются роль и функции компьютерных программ в системе математического образования. Происходит подготовка к самостоятельному решению задач, возникающих в процессе профессиональной деятельности, с помощью средств информационных технологий. Подчеркивается необходимость создания компьютерных обучающих систем обучения математики. Разрабатываются фрагменты обучающих систем с последующей их реализацией в среде программирования.

Факультет информационных технологий

Отличительная черта дисциплины – ее технологичность.

Предлагается обзор современных технологий программирования, дающий возможность понять и оценить множество различных аспектов современного программирования, его междисциплинарность.

Особое внимание уделяется пониманию связи фундаментальных теории программирования с практическими подходами к моделированию будущей профессиональной деятельности студента в процессе участия в разработке программных средств.

Факультет изобразительного искусства

Дисциплина направлена на формирование представлений об истории становления и развития информационно-коммуникативных технологий в науке и образовании, а так же профессиональной деятельности, знаний о различных видах ИКТ, применяемых в науке и образовании, умений извлекать и анализировать информацию из информационных ресурсов в своей профессиональной деятельности, самостоятельно использовать информационные технологии при решении проблем применения их в сфере науки и образовании и применять творческое отношение к использованию информационных технологий, к анализу эффективности и продуктивности использования ИТ в сфере науки и образования.

При изучении дисциплины на факультете физики (магистерская программа "Физико-астрономическое образование") основная задача – формирование навыков использования средств современных информационных технологий в профессиональной деятельности, в частности, знание основных информационных ресурсов по астрономии и физико-астрономическому образованию; знание основных современных программных средств получения и обработки информации и создания электронных образовательных ресурсов по астрономии; владение современными мультимедийными технологиями.

Факультет философии человека

Изучение дисциплины направлено на развитие способностей магистрантов формирования ресурсно-информационных баз для решения профессиональных задач; самостоятельного приобретения с помощью информационных технологий и использования в практической деятельности новых знаний и умений, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности.

Основные темы

Информатизация системы образования. Информационно-образовательная среда школы. Сетевые технологии в образовательной деятельности.

Институт музыки, театра и хореографии.

Основные темы дисциплины: Информатизация всех сфер жизни как социально-общественная тенденция. Историко-теоретические проблемы становления и современное состояние информационных технологий. Основные направления использования информационных технологий в гуманитарной сфере. Новые информационные технологии в науке. Информационные технологии в образовании. Информационные технологии в преподавании музыкальных дисциплин. Мультимедийные пособия по музыкальным дисциплинам.

Факультет информационных технологий

История информатики и программирования. Современное программирование в структуре информатики.
Современное программирование в жизненном цикле программных средств. Анализ. Проектирование. Программирование. Тестирование. Сопровождение.
Социальные и правовые аспекты современного программирования.
Многоплатформенность. Виртуальные машины и процессоры.
Распределенные вычисления.
Объектно-ориентированное программирование. Класс. Объект. Свойство. Метод. Инкапсюляция. Наследование. Полиморфизм. Абстракция.
Технологии
RAD
-программирования. Визуально-ориентированное и событийно-ориентированное программирование.
Система программирования
Visual Basic for Application
.
Система программирования
Visual Basic
.
Система программирования
Visual
С++ .
Система программирования
Visual
С# .
Система программирования
Visual F# .

Факультет математики

Применение электронных таблиц для расчетов результатов экспериментов и в управлении образовательными процессами. Среда Borland Delphi как система обработки и визуализации экспериментальных данных. Понятие компьютерной обучающей системы. Виды компьютерных обучающих систем. Особенности компьютерных систем обучения математике. Концепция интеллектуального интерфейса. Разработка фрагментов компьютерных обучающих систем.

Факультет изобразительного искусства

Основы информационных технологий. Понятие информационной технологии. Объекты информационных технологий. Технические средства информационных технологий. Средства и методы информационных технологий. Средства организационной, коммуникационной, вычислительной техники. Безопасность использования технических средств информационных технологий. Программные средства компьютерных информационных технологий. Информационные технологии в учебном процессе. Информационно-коммуникационные технологии в художественном образовании.

Факультет физики. Магистерская программа "Физико-астрономическое образование".

Информационные технологии в образовании. Мультимедийные технологии в образовании: энциклопедии, обучающие программы, развивающие программы, игры. Требования к мультимедийным продуктам образовательного назначения. Основы разработки мультимедийных продуктов на базе приложений Microsoft Office. Типовые технологии и инструментальные среды для создания электронных изданий учебного назначения.

Астрономические ресурсы Интернет (научные и образовательные). Астрономические базы данных. Компьютерные учебники и демонстрационные программы по астрономии. Компьютерные планетарии. Обзор астрономических научных и образовательных ресурсов Internet, анализ содержания (порталы, web-страницы, Internet библиотеки, Internet ресурсы научных организаций и международных проектов и программ). Изучение компьютерного планетария на примере программы Starry Night pro”. Дублирующие возможности электронного планетария (имитация наблюдений). Программируемые демонстрации (имитации небесных явлений): движение ИСЗ, космические полеты, изменения космических объектов со временем и т.д. Методика использования электронных планетариев в образовательном процессе.

Компьютерное тестирование. Тестирование как форма диагностики качества образования. Специфика компьютерного тестирования как дидактического средства. Виды тестовых заданий. Требования к компьютерному тесту. Результаты тестирования: взаимосвязь статистических и дидактических оценок. Программные продукты для разработки тестов.

Дистанционное образование. Информационные и телекоммуникационные технологии дистанционного образования. Технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса. Преимущества и недостатки дистанционного образования. Технологии разработки электронных обучающих курсов.

Образовательная статистика. Основные понятия статистики. Особенности образовательной статистики. Средства компьютерной обработки статистических данных.

Основы документооборота в РФ. Справочники и классификаторы РФ. ГОСТ РФ по документообороту и правила оформления документации.

Факультет философии человека

Информационные технологии научно-исследовательской деятельности, мультимедиа технологии в профессиональной деятельности, основы издательского дела, использование web-технологий в профессиональной деятельности, нормативно-правовая база использования информационных технологий в образовании и профессиональной деятельности, электронные ресурсы и информационные технологии их разработки, менеджмент электронного обучения, информационное сопровождение публичных мероприятий.

Электронные образовательные ресурсы

1. Каталог «Образовательные ресурсы Сети Интернет» http://catalog.iot.ru/

2. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

4. «Интернет для детей» (http://www.kinder.ru)

5. Яндекс-каталог «Каталог школьника » (http://school.yandex.ru)

6. Библиотека учебных курсов Microsoft-http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

7. Виртуальный компьютерный музей - http://www.computer-museum.ru

Институт музыки, театра и хореографии.

http://ibooks.ru/

http://www.iprbookshop.ru/

http://www.biblioclub.ru

http://e.lanbook.com

http://www.i-u.ru

http:// www.informika.ru/

http://books.ru/biblio.chgu.ed.ru>covet/inet-resurs.htm

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Komp/06.php

http://www.pedagogika-cultura.narod. ru

Факультет математики

  1. http://window.edu.ru/window- Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». В библиотеке этого ресурса представлены полнотекстовые источники по всем основным разделам математики.
  2. www.edu.ru/- Каталог и Хранилище электронных образовательных ресурсов.
  3. www.school-collection.edu.ru- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  4. http://www.krugosvet.ru – Электронно-библиотечная система. Статьи по различным научным темам, в том числе, по математике и информатике
  5. http://www.big.spb.ru/publications/other/km/computers_instrum_knowlgs.shtml - Компьютеры как инструменты познания
  6. http://www.websib.ru/ites - Информационные и коммуникационные технологии в общеобразовательной школе.

Факультет информацмонных технологий

1. http://www.srcc.msu.su (Научно-исследовательский ВЦ МГУ)
2.
http://www.scirus.com (Система поиска научной информации Scirus)
3.
http://www.ict.edu.ru/lib (Библиотека-портал ИКТ в образовании)
4.
http://www.viniti.ru/bnd.html (ВИНИТИ - реферативная русскоязычная БД по естественным, точным и техническим наукам)
5.
http://window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам)
6.
http://lib.mexmat.ru/catalogue.php (Электронная библиотека
механико-математического факультета
Московского государственного университета)

Факультет физики:

1. INSPEC — крупнейшая реферативная база в области физики, электротехники, электроники, коммуникаций, компьютерных наук, ИТ. Все ресурсы входят в систему поиска по электронной подписке университета EBSCO A-to-Z – http://atoz.ebsco.com/Titles/11474

2. "Университетская библиотека он-лайн" – http://www.biblioclub.ru/category.php

3. Учебники и учебные пособия на платформе электронно-библиотечной системы (ЭБС) – iBooks.Ru (http://ibooks.ru)

4. Электронно-библиотечная система (ЭБС) – IPRbooks (http://iprbookshop.ru)

5. Электронно-библиотечная система (ЭБС) Znanium.com – http://www.znanium.com

6. Тематические коллекции учебников и учебных пособий электронно-библиотечной системы (ЭБС) на платформе издательства "Лань" – http://e.lanbook.com

7. Сайт «Астронет», раздед «Любительская астрономия» (www.astronet.ru/db/sect/300000013)

8. Компьютерный планетарий RedShift http://www.bellabs.ru/RS/

  1. Путеводитель астронома по InterNet (samod.chat.ru)