В содержании модуля уделяется внимание проблемам истории психологии (общей и специальной), возрастной психологии и психологии семейного воспитания детей с проблемами в развитии, дается характеристика методов психологического исследования. В структуру модуля входят дисциплины:
1. История психологии общей и специальной, в содержание которой включены вопросы, раскрывающие предметное содержание психологической науки на различных этапах ее становления. Рассматриваются теоретико-методологические основания истории психологии как науки, история становления представлений о предмете психологии, основные этапы становления психологического знания. Основное место при изучении дисциплины занимает рассмотрение вопросов, связанных со становлением новых психологических школ и направлений конца 19 – начала 20 столетия, с развитием психологической науки в 20 веке. В содержании дисциплины акцентируются вопросы предпосылок и истории становления специальной психологии как самостоятельной отрасли знания.
2. Возрастная психология детей с проблемами в развитии, в содержании которой раскрываются общие закономерности нормального и отклоняющегося развития, описываются виды дизонтогений и их возрастная обусловленность. Особое внимание уделяется вопросам влияния биологического и социального факторов на процесс развития, раскрывается содержание основных этапов онтогенеза в норме и патологии, возрастные нормативы и онтогенез слухоречевых и нервно-психических расстройств.
3. Методы психологического исследования, в содержании которой уделяется внимание вопросам теории и практики реализации психологических исследований и их использования в системе профессиональной деятельности практических работников коррекционно-образовательных учреждений. Изучаются методы математической статистики и возможности их применения в исследовательской работе психолога и педагога.
1. История психологии общей и специальной. История психологии: теоретические и методологические основания. Психологические воззрения в период античности, Средневековья и эпоху Возрождения. Психологическая мысль Нового времени. Развитие психологического знания в период Просвещения в Европе и в России. Развитие психологии как науки о сознании в первой половине XIX в. Предпосылки формирования психологии как самостоятельной науки. Становление и развитие новых психологических школ на рубеже XIX- XX вв. Развитие психологии в первой половине ХХ в. Новые направления психологии во второй половине ХХ в. Современные течения в мировой психологии.
2. Возрастная психология детей с проблемами в развитии. Общие закономерности нормального и отклоняющегося развития. Факторы психического развития. Этиология отклонений в развитии. Возрастная периодизация при нарушенном развитии. Дизонтогении. Возрастная обусловленность дизонтогений. Специфика психического развития в условиях недостаточности функций.
3. Методы психологического исследования. Введение в современные методы психологических исследований. Классификация методов психологии. Нормативные требования к организации и проведению психологических исследований. Методические рекомендации к проведению психологических исследований. Метод наблюдения в психологических исследованиях. Метод эксперимента в психологических исследованиях.
http: //www.informika.ru
http: //www.mon.gov.ru
http: //ru.wikipedia.org
http: //www.edu.ru
http: //www.gnpbu.ru
http: //www.Gramota.ru
http: //www.Philology.ru
Электронно-библиотечные системы:
http://www.biblioclub.ru
http://www.journals.cambridge.org
http://search.proquest.com/index